Театральный коллектив “Надежда” (руководитель Григоренко Н.В.). Группа №2. Дата: 30.03.2022г.

Дистанционное обучение.

Тема занятия:
«Упражнения на создание образов живых существ»
«Упражнения на создание предметов»

“Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим”
По-настоящему увлеченный своим делом человек готов посвящать ему почти все свое время – перед сном, во время тренировки, обеда и даже когда едет в общественном транспорте. Актеры, в большинстве своем – именно такие люди – проговаривают скороговорки, пока идут в магазин, проигрывают в голове сцены, пока завтракают. Узнаёте себя?
Делимся с вами шестью упражнениями по актерскому мастерству, которые можно делать незаметно, пока находитесь в транспорте. Итак, поехали?
Начнем с разминки.
Упражнение №1 для развития актерской фантазии
Суть упражнения в том, чтобы придумать имя, биографию, детали, какие-либо факты про незнакомых людей, которые едут рядом с вами, пока вы в общественном транспорте, основываясь только на их внешнем виде.
Обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи, каждую мелкую деталь. И не забывайте придумать обоснование каждой детали внешнего вида человека, которого вы описываете.
Упражнение №2 для развития творческого мышления
Что нужно делать: вам известны определенные жизненные обстоятельства героя. Ваша задача – описать его характер и эмоциональное состояние. Представьте, как эти обстоятельства влияют на героя, на его эмоции, поведение, слова.
1 ситуация: завтра предстоит сложный экзамен, к которому он две недели, но все еще не уверен в своих силах. От экзамена зависит, останется ли он в университете или нет.
2 ситуация: пошел на скучнейший концерт русской народной музыки вместо того, чтобы пойти на матч любимой футбольной команды.
3 ситуация: получил сверхспособности – теперь умеет читать мысли людей, телепортироваться и обладает суперсилой.

Упражнения №3 и №4 для развития концентрации
Умение концентрироваться – очень важно для актера. Чтобы хорошо сыграть свою роль, нужно уметь абстрагироваться и не отвлекаться на внешние раздражители.
Третье упражнение называется «Обратный отсчет». Нужно закрыть глаза и досчитать от 100 до 1 про себя. Постарайтесь считать с одинаковым темпом, визуально представляя числа.
Четвертое упражнение тоже очень простое. Необходимо сконцентрировать свой взгляд на каком-то одном предмете – на поручне, например. Далее нужно постараться думать только об этом предмете, выкинуть все посторонние мысли из головы.
Упражнения №5 и №6 для развития воображения и креативности
5. Оглянитесь вокруг – и назовите как можно больше вещей вокруг вас на одну букву. Например, «А», или «С».

6. Подумайте и задайте себе любой вопрос, который начинается со слова «Зачем». И в течение 3 минут мысленно отвечайте на него – нужно находить разные мотивы, причины, точки зрения – главное, чтобы они были обоснованными. Это упражнение прекрасно развивает фантазию и вариативность мышления.
Игра «Покажи!»
Импровизации в театральных студиях уделяют немало времени, но практика никогда не будет лишней. Юный актер должен чувствовать себя легко не только на сцене, но и в любой обстановке. Сыграем с вами в игру «Покажи!». Задача проста: вам надо показать предмет, явление, даже звук. Покажите:
– воздушный шар;
– сломанную машину;
– звук летнего дождя;
-нагревающийся чайник;
– раскаты грома.
Актёрский тренинг, (а мы будем говорить именно о нём, только в чуть-чуть адаптированном виде) – занятие удивительное и уникальное тем, что знания, навыки, информацию, пищу для размышлений и впечатления получаешь не извне, а в основном черпаешь из себя самого. И – в равной степени – от своих «коллег», если таковые имеются (в идеале актёрский тренинг – это коллективное дело, но вполне можно заниматься и вдвоём с мамой). То есть, это отличный способ познакомиться с самим собой – разным, контрастным, непривычным, осознать свою творческую смелость, попробовать быть режиссёром своих же придумок, и, конечно же, воплотить их в жизнь здесь и сейчас.
Превращалки. А сейчас мы все – волшебники. Игра чем-то похожа на «море волнуется». Мы становимся:
– мячиком;
– карандашом;
– цветком;
– зубной щёткой.
А теперь чуть сложнее:
-бутон белой розы;
– увядшая ромашка в вазе;
– осенний грустный дождик;
– горячий песок на пляже….
А теперь ещё сложнее:
– радуга,
– сомнение,
– Новый Год,
– буква «А»,
– весёлое настроение,
– мамина улыбка.
А теперь скажите, пожалуйста, можно ли сыграть дождь? Нет, не показать, а именно сыграть его (или «в него» – это как хотите)? Конечно, можно! Но только сыграть-то можно историю, а её нужно узнать или сочинить.
Дождь, что делает? Идёт… Отлично! А ещё? Льёт как из ведра, моросит… Замечательно! А ещё он может играть на крышах, как на барабанах, или рисовать каплями на асфальте, или играть с прохожим, норовя капнуть прямо за шиворот, или пускать пузыри в луже, или (ваши варианты). И вот нам уже есть, чем заняться, и вопрос «как сыграть дождь» просто не стоит! А дождь – он какой? Какой у него характер? Походка? Настроение сегодня? Может быть, он не выспался или сердится на кого-то? А на кого и за что? Или наоборот – он очень рад, потому что к нему приехала бабушка! Кстати, а может ли у дождя быть бабушка? И если да, то как же она выглядит? И вот наш дождик становится живым. И у нас получился маленький этюд, почти спектакль!
Задание: оживите этот маленький рассказ.
Две руки – две волшебницы.
Руки – это, пожалуй, одно из самых выразительных средств. Как часто, рассказывая что-то или объясняя, мы непроизвольно жестикулируем руками, помогая своему рассказу. И жесты порой могут сказать даже больше, чем слова.
Ваша импровизация:
Муха. Она будто бы летает вокруг нас и жужжит. А мы её – раз! – и поймали в кулачок. Послушаем, как она там, жужжит? А теперь посмотрим на неё, только осторожно – улетит! Открываем по одному пальчику – раз, два, три, четыре, пять, — улетела! Теперь снова найдём её глазками и снова поймаем, только теперь уже другой рукой.
Клей. Представьте себе, что мы сегодня делали поделку (кстати, а какую, именно поделку мы делали? Это подарок или просто так, для себя? Красиво получилось?), и на ладошке остался клей. Нужно его счистить каждым пальчиком этой же руки по очереди. Получилось? Теперь на другой ладошке.
Лепка. Можно лепить из пластилина, можно из глины, можно из теста. А можно из своей собственной руки. Сначала нужно ручки размять, разогреть.
Теперь можно лепить. Всё что угодно! Стол, гриб, лодочку, домик, кресло. А теперь давайте слепим какое-нибудь существо. Оно может быть самым невероятным и фантастическим. Готово? А как оно передвигается? А погладить его можно, не укусит? А что оно ест на завтрак и где живёт? А что это у него – усики или лапки? У него есть друзья? И самое главное: какое у него имя, ведь имя – это судьба в некотором роде?
Переходим к следующему заданию.
Возьмите чистый лист и поставьте в его центре точку – это «привязка» для внимания. В течение 10 минут смотрите на точку и ни на что не отвлекайтесь. Это сложнее, чем кажется. Когда выполнение упражнения станет лёгким, усложните его – поставьте точку на окне и сосредоточьтесь на ней, не обращая внимания на звуки и события за окном.
Развитие разных видов сенсорного внимания.
Включите любимую передачу, фильм, выступление. Внимательно следите за движениями героя и повторяйте их. Но делать это нужно в зеркальном отражении: когда у актера поднята правая рука, вы поднимаете левую, когда он склоняет голову налево, вы повторяете направо.
Придя в парк или кафе, наблюдайте за случайными прохожими или другими посетителями. Бросьте быстрый взгляд на любого из них и закройте глаза. У вас в памяти остался образ, первое впечатление. Постарайтесь его «оживить». Куда идет этот человек? Кого он ждет? Какая музыка играет в его наушниках? Он пишет сообщение или читает новости со своего телефона?
Включите любимую музыку. При прослушивании старайтесь определять партии различных инструментов, особенности их звучания, смены.
Сидя в помещении, откройте окно и по доносящимся звукам составьте в воображении картину происходящего.
Как альтернативный вариант можно включить фильм, который вы раньше не видели, а самому уйти в другую комнату или сесть так, чтоб не видеть экран, а только слышать. На основе этого воссоздать происходящие события.
Для тренировки осязательного внимания можно попробовать отделить 1 волосок от пряди волос, используя при этом пальцы одной руки.
Попросите кого-нибудь спрятать под скатерть стола различные небольшие предметы – ключ, мелочь, исписавшийся карандаш и т. д. Ваша задача: на ощупь определить, что именно находится под скатертью.
Всегда и везде старайтесь чувствовать разные запахи. Не только духи прохожих или горячую выпечку в магазине, но и «особенные» запахи: весны, приближающейся грозы и дождя, сырости подвала, лиственного леса, скошенной травы.
Уделяйте окружающим вас запахам чуть более внимания, чем всегда. Анализируйте их, представляйте, как и откуда они распространяются, что служит их источником. Сосредоточьтесь на всех ощущениях, которые они у вас вызывают: аппетит, раздражение, отвращение.

Мы с вами сегодня хорошо и плодотворно поработали. Домашнее задание:
Выполнить практическую часть занятия.