Театральный коллектив “Надежда” (руководитель Григоренко Н.В.) Группа №2. Дата: 04.04.2022г.

Дистанционное обучение.

Тема: «Повторение теоретических знаний
об этапах построения спектакля»

Основные периоды создания нового спектакля.
Организация параллельной работы над постановками

Создание спектакля в драматическом театре — процесс коллективный, в котором органически сливаются художественное творчество, техника, технология, экономика и организация. Естественно, определяющим фактором в этом единстве является художественное творчество; остальные компоненты должны обеспечить творческому процессу наиболее благоприятные условия. И здесь на первое место выступают обоснованное планирование и рациональная организация работ.
Процесс создания спектакля можно разделить на три периода:
подготовительный, до сценических репетиций и репетиций на сцене, включающий генеральные репетиции и премьеру (последний период чаще называют выпускным). Обычно основное внимание руководства сосредоточивается на втором и третьем этапах выпуска спектакля, так как с точки зрения управления важность этих двух этапов очевидна: в работу включаются почти все подразделения театра, требуется координация большого количества операций и контроль за их выполнением. Однако основа спектакля закладывается значительно раньше, и от того, насколько своевременно и правильно она заложена, зависит качество будущего зрелища.
С чего же начинаются работы над новой постановкой в театре?
Очевидно, с момента определения — кто над новым спектаклем будет работать- режиссер, художник, композитор. Режиссер работает над общим решением спектакля самостоятельно, а затем совместно с художником и композитором. К началу репетиционного процесса режиссер должен закончить работу над общим решением спектакля, художник — изготовить эскизы декораций, а композитор — создать музыку (подготовить клавир). О результатах работы на этом этапе режиссер, художник и композитор докладывают художественному совету театра. Непосредственно перед началом репетиций дирекция издает приказ о. распределении ролей.
Основой графиков работы над новой постановкой – репетиционные планы
разработанные режиссером-постановщиком.
Существует два способа расширить ресурс репетиционного времени:
1. организация параллельной работы над двумя новыми постановками
2. планирование регулярных вечерних репетиций.
Существует ряд проверенных на практике факторов, которые следует иметь в виду при планировании. На определенных этапах выпуска новых постановок (особенно когда прогонные и генеральные репетиции), в текущем репертуаре следует планировать те спектакля, в которых занятые актеры играют минимально. Лучше если в период спектакли текущего репертуара имели небольшую продолжительность и несложное декоративное оформление, а также не планировались дневные и выездные спектакли.
Даты завершения изготовления декораций, бутафории, костюмов должны быть зафиксированы в плане и строго соответствовать репетиционным планам.

Метод цикла (метод Б.Н.Кильпио) и принципы его использования для годового (сезонного) планирования.
Кильпио говорит, что для контроля на уровне директора следует расчленить
процесс подготовки спектакля на следующие операции:
1. работа режиссера над общим решением спектакля;
2. изготовление эскизов;
3. изготовление макета;
4. написание клавира;
5. составление сметы;
6. репетиции труппы;
7. работы в мастерских;
8. оркестровка;
9. оркестровые репетиции;
10. монтировочные репетиции без исполнителей;
11. монтировочные репетиции с исполнителями;
12. генеральные репетиции;
13. корректировка спектакля и премьера.
Кильпио предлагает совокупно рассматривать основную деятельность театра (репетиции труппы, работы мастерских и т.д.), но при этом вычленяет все подготовительные операции (работа режиссера над общим решением спектакля, изготовление макета и т.д.). Так, своевременность выполнения основных этапов зависит от того, имеют ли отдельные подразделения театра четкое представление обо всем объеме работ.
Недостаток – выпадает из-под контроля и не может быть четко запланирован
момент перехода репетиционного процесса на сцену (операция репетиции труппы включает в себя, очевидно, и репетиции в помещении, и начальный этап сценических репетиций до начала монтировочных).
Выделяет три основных периода работы над новой постановкой:
1. Подготовительный. Работа режиссера над общим решением спектакля, изготовление эскизов и макета осуществляется последовательно («главная ступень»); конструкторская разработка макета и составление сметы, и написание клавира выполняются в зависимости от «главной ступени»
2. Репетиционно – производственный. Репетиции труппы – «главная ступень», параллельно – работа в мастерских и монтировочные репетиции без исполнителей, одновременно – оркестровка и репетиции оркестра
3. Выпускной. Монтировка с исполнителями, генеральные репетиции, корректировка спектакля и премьера – все последовательно.
Задачи членов постановочной группы, содержание и последовательность работ.
Подготовительный период.
Это период, когда театр работает с авторами над сочинением произведения, состоит из трех больших частей: сочинение произведения, творческой разработки постановки и подготовки нотно-литературного материала.
Репетиционная работа, не считая выпускного периода, складывается из
классных репетиций, сценических репетиций в сопровождении фортепиано, репетиций оркестра.
Работа постановочной части делится на подготовительный этап
производственную работу; административной части – на подготовку билетов, организацию зрителя и реализацию билетов.
Рекламно-издательская деятельность складывается из подготовительной работы
по сбору материалов, проводимой консультантом по вопросам репертуара, и взаимоотношений с типографией, печатанием материалов.

Домашнее задание: Повторить теоретическую часть занятия и иметь представление об этапах построения спектакля.