Кружок “Школа Лидера” (руководитель Резникова Ю.Н.). Группа на базе ГОУ ЛНР СМГ №15 им.В.А. Сухомлинского. Дата: 08.02.2022

Дистанционное обучение.

Тема: «Знаем и реализуем свои права»
Цель: способствовать формированию правового мировоззрения подростков, который включал бы систему теоретических воззрений на права, и на этой основе формировать соответствующую активную позицию подростков в реализации прав в жизни.
Задача: самооценка участниками уровня своих знаний о правах ребенка; ознакомление подростков с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка; стимулирование социальной активности и инициативы подростков-лидеров; формирование навыков правомерного поведения подростков и обучение действовать в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами права;
воспитание у подростков непримиримости к противоправному поведению, формирование навыков правомерного реагирования на неправомерные действия сверстников; выработка у подростков-лидеров мотивации к организации просветительской работы среди сверстников; формирование у подростков-лидеров навыки оказания сверстникам необходимой поддержки, консультативной помощи в проблемах, связанных с правами ребенка.
Основные понятия для усвоения: декларация, конвенция, закон, права ребенка, права (экономические, политические, гражданские, социальные, экологические, культурные), нормативно-правовой акт, правозащитные организации.
Оборудование: текст эпиграфа, анкеты участника тренинга (начальное и заключительное опрос), правила проведения тренинга, задачи тренинга, законодательство ЛНР о защите прав ребенка, международное законодательство о правах ребенка, выставка на тему.

1. Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего занятия «Знаем и реагируем свои права». Теоретический и практический материал сегодняшнего тренинга имеет целью лучше познать себя, помочь вам осознать глубинный смысл и суть прав детей, научиться анализировать, регулировать свое поведение, ознакомиться с правилами и механизмом защиты прав ребенка.
Данный классный час не является серией лекций, которые желательно слушать в тишине, записывать и запоминать. Занятие позволит вам рассмотреть уже наработанный опыт в сфере прав ребенка, их развития. В ходе занятия планируется ознакомление с текстом Конвенции ООН «О правах ребенка» и законодательстве ЛНР.
С детства известно слово “тренировка”. Слово «тренинг» означает то же самое – тренировка новых навыков. Наш сегодняшний тренинг будет состоять из трех блоков: вводного, основного и заключительного.
Сегодня наша встреча посвящена правам и обязанностям каждого ребенка нашей республики.
Каждый ребенок нуждается в заботе и доброжелательном отношении к себе, ощущении своей необходимости. Эти факторы влияют на здоровое развитие ребенка, формирование его личности, моральных и этических норм.

Таинственная минута
Слово учителя: У меня в руках волшебная шкатулка, в ней – самое ценное сокровище планеты Земля. Кто из вас хочет его увидеть, может заглянуть, но пока что не рассказывать, кого он там увидел и молчать пока все любознательные и смелые не заглянут на дно ящика.(Дети по очереди заглядывают в шкатулку).
– Так кого вы увидели в волшебной шкатулке?(Дети называют себя, потому что на дне ящика – зеркало).
– Так, вы увидели в волшебном зеркале каждый себя.
Человек – самое ценное сокровище.
Почему же следует научиться, защищая свои права?

Это длинный список, но, прежде чем научиться защищать права, нужно узнать, какие именно права есть у ребенка и каким образом их можно защитить. Именно на эти вопросы мы будем искать ответы во время сегодняшнего тренинга.
В разные эпохи неодинаково смотрели на воспитание и уход за детьми. Раньше дети не имели игрушек, своей детской одежды. И только триста лет назад на детей начинают обращать внимание шьют детскую одежду, создают детские книги, детские песни и музыку. В 1959 году была принята Декларация прав ребенка.
Упражнение 1
«Правила тренинга» (2-3мин)
Цель: установление атмосферы доверия и сотрудничества между участниками
тренинга.
Оборудование: большой лист бумаги, маркеры.
Ход проведения
В начале учитель предлагает несколько правил, далее участники тренинга его дополняют. Правила вписываются маркером на большой лист бумаги и вывешиваются на видном месте. Итак, каждый из участников тренинга будет (ниже подаем примерный перечень правил):
* дружелюбным;
• корректным;
• тактичным;
• толерантным;
• терпимым;
• конструктивным;
• говорить от своего имени;
• активным;
• говорить на тему;
• говорить лаконично;
• соблюдать «правила руки» (поднимать руку, когда желает высказать свое мнение);
• соблюдать «правила двух рук» (тренер или любой из участников поднимает две руки, когда в аудитории становится шумно).

Упражнение 2.
«Какие условия необходимы для защиты прав ребенка?»
(5мин)
Цель: способствовать изменению фокуса точки зрения участников на проблему нарушения прав ребенка; наглядно продемонстрировать социальные и эмоциональные связи, обеспечивающие необходимые условия для выживания и развития ребенка.
Оборудование: семь полосок бумаги, крепящихся иглами, на каждой из которых большими буквами написано одно из таких слов: “девочка”, “РОДИНА” « “дом” « “образование”, “любовь” « “ПРАВА”, “Надежда”; 7 разноцветных толстых шерстяных нитей (1,5 м), ножницы.

Ход проведения
Учитель: Рождается ребенок. Чтобы она стала человеком, нужно окружить ее любовью, заботой. Обратимся к Конвенции ООН «О правах ребенка», где записано: «Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста – ребенок».
Вопрос: Почему для защиты прав ребенка был принят отдельный законодательный акт, который называют «Мировой конституцией прав ребенка», Конвенцию о правах ребенка? (Потому, что ребенка ни в чем нельзя сравнивать со взрослыми).
Перед началом испытания методики учитель просит ребят сесть полукругом, чтобы создать своеобразный амфитеатр. Затем из числа участников тренер выбирает семь человек, которые получают карточки со словами. Участники будущего действия становятся спиной к аудитории – «зрителя» – и прикрепляют свои карточки на грудь так, чтобы до определенного времени «зрители» их надпись прочитать не могли. В центр полукруга вызывается участник, получивший карточку со словом “ребенок”. Затем тренер начинает рассказывать историю, приглашая в определенных моментах войти в круг действия по очереди других из выбранных им шести участников. Каждый из них один из концов цветной нити, предложенной тренером, зажимает в руке, а другой конец отдает «РЕБЕНКУ». Таким образом, постепенно «РЕБЕНОК» оказывается в кругу, соединена с каждым из других участников действия цветной нитью.

ИСТОРИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ)

Сейчас я расскажу вам историю, составленную на основании фактов, имевших место в действительности.
1) Итак, жила-была девочка. Она росла очень счастливым ребенком. У нее были мама и отец, бабушка и дедушка и даже старший брат. У девочки была СЕМЬЯ. (Тренер выводит участника, которому была отдана карточка «СЕМЬЯ», и соединяет его нитью с «РЕБЕНКОМ».)
2) Все члены семьи девочку очень любили и заботились о ней, она знала тогда, что такое истинная ЛЮБОВЬ. (Выводится участник с карточкой «ЛЮБОВЬ». Продевается вторая ниточка.)
3) Семья девочки была достаточно обеспеченной и жила в большом и светлом доме. (Выходит участник с карточкой “дом”; продевается ниточка.)
4) Девочка училась в школе-гимназии, одной из лучших в их городе, она получала ОБРАЗОВАНИЕ. (Выход следующего участника с карточкой «ОБРАЗОВАНИЕ», продевается ниточка.)
5) таким образом придерживались ПРАВА маленького человека. (Выход участника с карточкой “правая”; продевается ниточка.)
6) Девочка с НАДЕЖДОЙ смотрела в будущее. (Выход участника с карточкой “Надежда”; продевается ниточка.)
7) Но так уж случилось, что почти в один год отец и старший брат девочки погибли в автокатастрофе. Мама, не справившись с таким горем, начала сильно пить, а бабушка и дедушка, не перенеся бедствия, что пришло, умерли один за одним. Так у девочки не стало СЕМЬИ. (Учитель входит в круг и перерезает ножницами нить «РЕБЕНОК»-«СЕМЬЯ».)
8) А вместе с родными ушла и ЛЮБОВЬ. (Учитель разрезает нитку “ребенок” – “любовь”.)
9) У девочки не стало и ДОМА. (Учитель режет нить «РЕБЕНОК»-«ДОМ»), потому что мама продала его за долги.
10) Девочка вместе с мамой оказалась на улице. Она перестала ходить в школу. (Учитель обрывает нитку “ребенок” – “образование”.)
11) Права девочки не придерживались, потому что с ней рядом не было взрослых, которые бы о ней заботились. (Учитель разрезает нитку “ребенок” – “ПРАВА”.)
12) Только светлый лучик НАДЕЖДЫ едва теплилось в ее душе (единственная нить, остается неразрезанной).
13) Время шло, и однажды девочку неравнодушные люди привели в семейный детский дом. Теперь она считает, что ей очень повезло. С ней рядом появились мужчина и женщина, которых она уже называет мамой и папой, у нее есть братья и сестры (Учитель связывает нить «РЕБЕНОК»-«СЕМЬЯ»).
14) Девочка чувствует, что ее любят (Учитель завязывает нить «РЕБЕНОК»-«СЕМЬЯ»).
15) У нее снова появился ДОМ, где чувствуешь себя уютно и комфортно (Учитель связывает нить «РЕБЕНОК»-«ДОМ»).
16) девочка снова начала учиться (Учитель связывает нитку “ребенок – “образование”).
17) Девочка снова могла сказать: «Я – человек, пусть пока маленький, но я имею ПРАВА (Учитель связывает нить «РЕБЕНОК»-«ПРАВА»).
18) Как хорошо, что есть добрые люди, и как важно не расстаться с НАДЕЖДОЙ.
Вывод: это очень печальная история одной девочки. Но она наверняка помогла каждому отыскать ответ на вопрос: какие же условия необходимы каждому ребенку для полноценной жизни и развития. Давайте обменяемся мнениями.
Вопросы к ученикам:
1. Что вы чувствовали, когда я перерезала нити?
2. Что вы чувствовали, когда я связывала нитки?
3. Согласны ли вы с тем, что не надо расставаться с надеждой?
(На доске учитель прикрепляется табличка: ПРАВО НА ЖИЗНЬ).

Упражнение 3
Работа в группах с документами
Потребность в таком личном защите ребенка была провозглашена в Декларации, Конвенции и в Конституции. Вы разделены на 3 группы. Каждая группа получает документ и задача узнать и сообщить своим друзьям об одном из документов.
Выступление 1-й группы: Декларация – это документ, в котором изложены важные правила, обязанности для всех людей. Детям в разные эпохи жить было нелегко, не было законов, которые бы оберегали их жизнь. В 1959 году была принята «Декларация прав ребенка».
Выступление 2-й группы: Конвенция – главный международный документ по защите детей. В 1989 году все прогрессивные страны мира подписали «Конвенцию прав ребенка». Конвенция ООН имеет 54 статьи, написанные на шести языках.
Книга прав ребенка – это закон, она называется Конвенция ООН.
Выступление 3-й группы: Закон – документ, нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти. На основе Конвенции

Молодцы, вы очень хорошо подготовили выступления и много знаний взяли для себя.

Упражнение 6
«Знаешь ли ты содержание Конвенции о правах ребенка?»
(таинственные коробочки)
• Все дети имеют право на любовь и заботу.
* Каждый ребенок имеет право есть только: гамбургеры.
• Все дети равны в своих правах.
• Ни один ребенок не должен быть жертвой насилия или войны.
* Каждый ребенок может нецензурно выражаться, если он этого захочет.
• Все дети имеют право на отдых и досуг.
• Все дети имеют право на образование.
• Ни один ребенок не должен убирать собственную комнату.
• Дети имеют право выражать свои взгляды.
• Каждый ребенок имеет право отказаться от обеда.
• Все дети имеют право на медицинскую помощь.
• Каждый ребенок имеет право получать завтрак в постель.
• Особая забота – детям-инвалидам.
* На жизнь и здравоохранение.
• На обучение.
• На игры, развлечения, отдых
• На пользование библиотеками, посещение памятников культуры.
• На свободу объединений и мирных собраний .
• На защиту от работы, которая вредит здоровью и развитию .

Упражнение 7
Права сказочных героев
А сейчас мы с вами будем в роли судей.

1. Из какой сказки иллюстрация? («Колобок.)»
2. Какое право Колобка нарушено в сказке? (право на жизнь).
3. Вспомним сказку «Гадкий утенок» .
4. Какое право гадкого утенка были нарушены? (все равны в правах).
5. Какие права Золушки нарушала мачеха? (право на отдых).

Вопросы всем ребятам:
1. Каким правом ребенка вы пользуетесь после того, как проучитесь учебную четверть? (отдых)
2. Каким правом вы пользуетесь, когда идете в библиотеку? (Информация)
3. Что означает этот знак? (Попечительство)
4. Каким правом вы пользуетесь, когда идем в столовую или на кухню? (питание)
5. Назовите права ребенка, которым вы пользуетесь каждый день. (Образование.)
6. Так какое ключевое слово нашего мероприятия? (Право.)

Но права неразрывно связаны с обязанностями.

А что такое обязанность? Обязанность, дети, это то, что вы должны делать, чтобы быть полезными себе и окружающим.

1. Наш долг-старательно учиться.
2. Беречь природу, памятники культуры.
3. Беречь школьное имущество.
4. Придерживаться моральных норм поведения.
5. Придерживаться правил личной гигиены. 6. Соблюдать правила дорожного движения.

III. Заключительный этап. Вывод
Уважаемые ученики! Ваша ближайшая цель – найти, определить и занять свое место в обществе. Каждый из вас – частичка общества, и насколько гармоничным будет ваше сосуществование, зависит преимущественно от вас как личности. Человек от рождения наделен правами, а со временем в процессе жизни, после достижения установленного законом возраста, приобретает способность иметь обязанности и нести ответственность за свои действия.
Однако помните: рядом с вами живут люди, которые также имеют права. Поэтому реализовывать свои права, не нарушая при этом прав и интересов других – это своеобразное искусство. Достичь такого баланса возможно не только благодаря высокой правовой сознания, грамотности или из-за страха перед ответственностью, а прежде всего тогда, когда ты в своих действиях руководствуешься совестью, порядочностью, человечностью, добрыми намерениями, честностью, уважением к окружающим. Народная мудрость гласит: «Какого отношения хочешь к себе – так относись и к другим», «Что посеешь – то и пожнешь», «Человек – кузнец своего счастья», «Жизнь прожить – не поле перейти», и эти высказывания не требуют доказательств, поскольку проверенные веками.
Важнейшей для человека и общества отношения, упорядоченные нормами права, т. е. нормами, записанными в законах, и каждый человек находится под их влиянием.
Сейчас наша РЕСПУБЛИКА продвигается по пути построения правового государства. В этот период важным является формирование у народа нового правового мышления, приобретение знаний о жизненно необходимые законы и умение использовать их в повседневной жизни.
Вы, ученики, не должны быть в стороне, поскольку молодежь – это та сила, которая в состоянии осуществить преобразования к лучшему и обеспечить более справедливое будущее государства.
Оценили 0 человек