Кружок “Проба пера” (руководитель Пряхина Ю.А.). Группа №2 на базе ГОУ ЛНР УВК №29 г.Стаханова. Дата: 08.02.2022

Дистанционное обучение.

Дистанционное обучение
Кружок «Проба пера» (руководитель кружка: Пряхина Ю.А.)
Группа № 2 на базе ГОУ ЛНР УВК №29 г.Стаханова
Дата: 08.02.2022
Тема: «Чтение и разбор стихов известных авторов, преподавателя и учеников. Отслеживание мелодии каждого произведения»

1. План анализа стихотворения.
1.Выходные данные (автор, название, время появления, история создания, место в творчестве автора, кому посвящено). Сведения о литературной ситуации, как приняли стих-е критики и читатели, какие существовали течения в поэзии, к каким принадлежал или был близок автор.
2.Определить тему и идею. Тема – о чем говорится, круг жизненных вопросов. Идея – основная мысль, которую пытается донести до читателя автор.
3.Жанр стих-я: а) элегия – грустное размышление, воспоминание о прошлом;
б) послание (эпистола) – стих-е, написанное в форме обращения к конкретному лицу;
в)идиллия (эклога) – стих-е, рисующее гармонию окружающего мира (пейзажные стихи);
г) баллада – остросюжетное лирич-е произ-е о страшном или трогательном событии;
д) мадригал – комплимент женщине (любовного хар-ра) – « Я вас любил…»;
е) поэма – крупная жанровая единица; большее по размеру, чем стих-е, произ-е, в котором воплощается не одно, а ряд переживаний;
ж) песня – лирич-е произ-е, слова кот-го предназначены для пения;
з) гимн – песня торжественного содержания;
и) ода – стих-е, прославляющее значительное общественное событие (военную победу, важное лицо, персону);
к) дума – стих-е, посвященное истор-му прошлому; размышления об истор-х судьбах Родины, Народа, своего поколения;
л) эпиграмма – короткое стих-е, остроумно, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление;
м) смешанные жанры ( различают гражданскую лирику – стихи общественно-политического содержания, философскую лирику – стихи – размышления об основных вопросах бытия, интимную лирику – стихи о личных и любовных переживаниях, пейзажную лирику – стихи о переживаниях, вызванных природой.
4. Охарактиризовать лирического героя ( внутреннее «Я» стихотворения).
Указать, есть ли аллюзия – ссылка автора на исторический, биографический, литературный контекст.
Все идеи донесены до читателя с помощью следующих художественных средств:
5. Художественные средства: а) звукопись – ассонанс (повтор гласных); аллитерация (повтор согласных);
б) морфология – части речи, которые придают тексту динамику (преобладание существительных, прилагательных, глаголов);
в) лексика (архаизмы, славянизмы, авторские неологизмы,антонимы, синонимы, омонимы,фразеологизмы и т.д.) ; лексический повтор ( намеренное повторение автором одного и того же слова);
г) определить стиль стихотворения (высокий, средний, низкий);
д) тропы – слова, используемые в переносном значении:
эпитеты – красочные определения («бирюзовое море»);
метафора – скрытое сравнение («по зеркальной воде, по кудрям лозняка…»);
олицетворение – одушевление природы («вьга злится, вьюга плачет»);
сравнение – один предмет сравнивается с другим с помощью срав. союзов как, будто, словно, точно, что;
метонимия – переименование («прочитал всего Пушкина», т.е. его произведения);
синекдоха – разновидность метафоры – часть вместо целого («белеет парус одинокий»,т.е. лодка) или целое через часть («раб судьбу благословил», т.е. все рабы, не один);
гипербола – преувеличение; литота – преуменьшение;
аллегория – иносказание (в баснях);
символ – знак, наделенный чертами образа.
6. Стилистические фигуры языка: а) многосоюзие – полисиндетон; б) бессоюзие – асиндетон; в) градация – нарастание предмета, признака или действия; г) ретардация – убывание предмета, признака или действия; д) антитеза – противопоставление («стихи и проза, лед и пламень»); е) оксюморон – соединение несоединимого («живой труп»); ж) параллелизмы – сравнения в форме сопоставления («травой порастают могилы – давно зарастает боль»); з) инверсия – обратный порядок слов; и) гротеск – нарушение принципа правдоподобия; к) умолчание – фраза, оставшаяся недосказанной («Но смерть… Но власть… Но бедствия народны…»); л) эллипс – пропуск какого-либо члена ( близок к умолчанию); м) парцелляция – намеренное членение автором фразы на несколько предложений (« Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.»); н) анафора – единоначалие; о) эпифора – одинаковая концовка; п) риторическое обращение; р) риторическое восклицание; с) риторической вопрос.
7. Формальный анализ.
1) Определение размера стихотворения: двусложные – а) ямб ( _ /); б) хорей ( / _); трехсложные – а)дактиль ( / _ _); б) амфибрахий ( _ / _); в)анапест ( _ _ /).
2) Рифмы : а) точные – полное совпадение заударной части (он-сон, гор-спор); б) неточные – имеются отклонения в созвучии ( рассказ – тоска); в) мужские – ударение на последнем слоге (окно-давно); г) женские – ударение на предпоследнем слоге (даром-пожаром).
3) Характер рифмовки: а) парная – параллельная (аа бб); б) перекрестная (аб аб); в) кольцевая ( аб ба).
8. Общий вывод по анализу (мое восприятие стихотворения, личное впечатление).

2. Просмотреть видеоурок «Разбор лирических произведений С. Есенина»