Кружок “Эрудит” (руководитель Резникова Ю.Н.) Группа на базе ГОУ ЛНР СМГ №15 им. В.А.Сухомлинского. Дата: 29.03.2022г.

Дистанционное обучение.

 

Тема: Функция капитана-диспетчера в работе над вопросом. Раскрытие логики вопроса и многоступенчатые (многоходовые) комбинации.
Цель: познакомиться с основными функциями капитана в игре, разобрать алгоритм нахождения ответа на вопросы с помочью логики
Ход Занятия
Капитан – это знаток команды, в котором должны сочетаться навыки диспетчера, интуита, эрудита, секретаря и другие.
Борис Левин выделяет следующие умения к капитану:
1.авторитетность;
2.поддержание положительного психологического фона;
3. правильное направление обсуждения;
4. слышать все, что говорят знатоки;
5. выбрать правильную версию;
6.отстаивать интересы команды;
7. ответственность;
Обычно, в новой команде роль капитана приоритетна. Поэтому каждый на первых тренировках старается проявиться, что бы его выбрали капитаном. Часто бывает, что первые игры капитан команды меняется, и только потом определяется постоянный. Выбрать идеального для данной команды капитана можно только в процессе игр.

Это роль состоит из обязанностей синтезатора и капитана. Диспетчер должен участвовать в обсуждении и в выборе версии. На практике получается так, что функции синтезатора выполняют большинство игроков команды.
Логик – важная роль, которая заключается в поиске «ключа» в вопросе. Логик должен найти ключевое слово, отсеять лишнее и оставить только важные элементы вопроса.
Когда ни логик, ни диспетчер, ни кто-нибудь другой не способен найти правдоподобную версию, поможет только интуиция. Поэтому в команде должен быть «счастливчик» – человек с хорошим чутьём. Его называют интуитом.
Сложно сказать, кто именно должен быть в команде, и какие именно роли важны в данной игре. Идеальна та команда, в которой каждый игрок может выполнять любую роль в нужной ситуации. При чём и список ролей на этом не заканчивается. Главное – это играть, а навыки и роли определятся со временем.

Логическая цепочка в команде
В этом параграфе мне бы хотелось не только показать, как строить логическую цепочку команде на версиях каждого игрока, но и доказать, что не стоит обсуждать вопрос громко, когда рядом обсуждают другие команды.
Когда ведущий прочитал вопрос, каждый игрок начинает формулировать свою схему размышления над ним. Чтобы прийти к ответу, эти схемы размышления необходимо связать. Для примера приведу вопрос А.Друзя.
Её ввёл в 1797 году Карамзин, но, даже несмотря на личную поддержку Сталина, она до сих пор не является обязательной, хотя может, например, помочь нам отличить всех от всего. Какой у неё номер?
Размышление над вопросом опишем в диалоге игроков:
Ростислав: Давайте подумаем, что мог ввести Карамзин?
Татьяна: Для нас это так же невозможно, как вспомнить, что лично поддерживал Сталин.
Полина: Давайте подумаем, где искать. Вот, Карамзин русский, Сталин грузин. Может это связано с ответом?
Роман: Сталин был Советский правитель, поэтому Грузия не причём.
Ростислав: Правильно, надо ответ искать или среди русского, или среди советского.
Мария: А что там в конце вопроса было?
Татьяна: Помогает отличить всех от всего.
Юрий: Это может быть что угодно, ВСЕ и ВСЁ безграничны.
Ростислав: Если говорить о каких то отличающих чертах, искать долго, а угадать невозможно.
Татьяна: Значит нужно искать логику. Все и всё отличаются одной буквой. Может в этом дело?
Полина: В принципе, возможно, а Карамзин её принимал?
Мария: Нам это известно на столько же, на сколько знаем, что её Сталин поддерживал.
Юрий: Как то странно, что Сталин букву поддерживал. Но раз ничего нет, давайте напишем её.
Ответ в ответной карточке: буква Ё.
Ответ оказался неправильным, так как в вопросе спрашивался её номер, но рассуждение привело к правильной версии.
Если вы пользуетесь методом подслушивания версий у других команд, то и ваш ответ будет неправильным. Но он может навести на правильный ответ, если вы не будете так увлечены обсуждением, как другая команда, и будете помнить формулировку вопроса. А теперь представьте, как будет благодарна вам другая команда, которая услышит вашу версию и адаптирует её под заданный вопрос. Причём услышав любую версию в вашей цепочке, другая команда сможет построить свою. Именно поэтому настоятельно рекомендуется обсуждать вопросы как можно тише.