Кружок “Эрудит” (руководитель Резникова Ю.Н.) Группа на базе ГОУ ЛНР СМГ №15 им. В.А.Сухомлинского. Дата: 12.04.2022г.

Дистанционное обучение.

 

Тема: Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов.
Цель: углубить знания детей об именах;
Задачи: – познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами;
– развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности;

Ход занятия
Вступительное слово.
Сейчас я загадаю вам загадку, угадайте её и поймёте о чём сегодня мы с вами будем говорить.
Нас не было – оно было
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел
А у каждого оно есть.

Ну конечно же это-имя. У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. Итак, начинаем!
3. Из истории имён.
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.
В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвуч ным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.
В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.
Были в древности имена: Волк, Медведь, Орёл, Лиса. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту. Одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.
Задание. Внимательно послушайте и запомните древние славянские имена: Любим, Несмеяна, Кудряш, Волк, Добрыня, Ждан, Нечай, Метелица, Друган. Попробуйте объяснить значение имен.
Кто-то может не поверить, что были такие имена, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков.
Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В конце X века под руководством киевского князя Владимира произошло «Крещение Руси». Обряд “крещения” состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Имена были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему. Даже в наши дни многие родители дают имена детям в честь святого- чаще всего того, чья память отмечается в этот день. День памяти святого называли именинами или днём ангела.

Мария- 8,19 и 25 февраля, 5 и 17 июня, 25 июля, 4 и 22 августа
Екатерина – 7 декабря
Дарья- 1 апреля
Большинство самых обычных наших имён, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. В нашем детском объединении есть греческие, латинские, еврейские и персидские имена.

4. Что же означают наши имена?
Сообщения учащихся по плану:
1. Меня зовут…
2. Моё имя означает…
3. Краткая характеристика имени.
4. Знаменитости

1 задание. Разминка
1. Кто разбил, скажите мне, войско шведов на Неве?
2. Кем из трех богатырей побежден Тугарин Змей?
3. Когда отмечается День святого Валентина?
4. Есть во ржи такой цветок,
Синеглазый паренек.
Так зовут ребят девчонки,
С нежной лаской
5. Кто, скажи, всем панам – пан?
Ну, конечно же…
6. Премудрая, прекрасная,
Нежна, как зорька ясная.
Красива, как актриса,
Ты, наша…
7. Ты – зорька долгожданная,
Любимая, желанная,
Ты – к жизни воскресение,
Что солнышко весеннее,
Твой дом – страна Россия,
Ведь ты…
8. Жемчужиной в море,
Цветочком в саду
Встречаешь ты зори
С природой в ладу,
Вся жизнь твоя
счастью открыта,
Родная моя…
9. Как звали человека, совершившего первый космический полёт?
10. Как зовут Президента Российской Федерации)

Педагог. Молодцы, ребятки! Однако викторина – всего лишь разминка для ума. Следующий конкурс потребует от участников гораздо больших интеллектуальных усилий

Задание. Филворд «Найди 26 имён»