Кружок “Эрудит” (руководитель Резникова Ю.Н.). Группа на базе ГОУ ЛНР СМГ №15 им. В.А.Сухомлинского. Дата: 08.02.2022

Дистанционное обучение.

Тема: Задачи с ответами в виде схем, таблиц, графиков. Составляем сами.
Составление схем, графиков, диаграмм, таблиц – это вид графического способа отображения информации. Целью этого вида самостоятельной работы является развитие умения выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д.
Схемы, графики, диаграммы или таблицы применяются для отображения фактического и цифрового материала, что придает ему большую наглядность.
Схема является иллюстративным графическим средством изложения содержания исследования. Схемы – это плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи. Схемы представляют собой соотношение частей в неком целом объекте. Это приближенный наглядный образ устройства или структурная характеристика какого-то объекта, процесса или явления.
Виды схем:
Ÿ схемы управления, когда рисуется структура управления каким-то объектом;
Ÿ функциональные схемы, раскрывающие линии и направления зависимости составных частей;
Ÿ табличные схемы с указанием точных данных об объекте схематизации;
Ÿ схемы построения, раскрывающие структуру чего-либо.
Схемы помещаются, как правило, под текстом, объясняющим схему и интерпретирующим ее.
Графики – это наглядное изображение словесного материала посредством арифметических и геометрических средств и художественных образов: чисел, плоскостей, линий, точек и др. С помощью графики устанавливается соотношение определенных величин, их функциональная взаимозависимость.
График представляет собой линию, которая изображает зависимость между переменными. Для построения любого графика разрабатывается система координат как пространственная система отсчета. На оси графика наносятся шкалы, характеризующие числовое значение замеряемых факторов.
График помещается непосредственно сразу после текста о его построении и ссылки на него. График словесно описывается в тексте работы, объясняется динамика показателей и их взаимозависимость, раскрываются выявленные тенденции.
Диаграммы используются главным образом для изображения соотношения между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны величинам.
Основные виды диаграмм:
Ÿ столбиковые (ленточные) диаграммы – изображают зависимость величин в виде прямоугольников одинаковой ширины, вытянутых вверх. Высота столбика соответствует изображаемой величине. Как правило, такие диаграммы используются при многократных замерах одних и тех же показателей, но распределенных во времени или пространстве;
Ÿ секторные диаграммы – диаграммы, в которых числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы в соответствии с изображаемыми ими величиной. Такие диаграммы делаются с рисунками на каждом секторе, изображающими замеряемую величину. Используются секторные диаграммы при распределении чего-то целого между кем-то или чем-то другим.
Ÿ диаграмма Венна – это геометрическое изображение отношений объемов понятий или других величин между собой посредством пересекающихся или входящих друг в друга контуров. С помощью диаграммы Венна удобно показывать соотношение понятий, зоны формирования анализируемых ситуаций, качеств, состояний.
Таблица – это графическая форма представления количественных и качественных данных в предельно сжатой форме. Она строится на основании функциональных зависимостей каких-либо данных.
Таблицы состоят из текстовой и цифровой части. Текстовая часть – это заголовки разделов (графов). Цифровая часть – числа и их соотношение. При этом числа должны выражаться в единой числовой системе (круглые числа, десятичные дроби до десятых или сотых долей). На скрещивании вертикальных графов и горизонтальных строчек устанавливается смысловая связь между понятиями.
В структуре таблицы выделяют головку – словесную информацию в заголовках граф. Это те явления и предметы, которые будут характеризоваться количественно. Как правило, это делается в боковом заголовке. В таблицу также входят вертикальные столбцы – графы для помещения чисел. Заголовки граф входят в головку таблицы.
Первая графа, как правило, указывает порядковый номер замеряемого положения. Вторая графа – это боковой заголовок, указывающий на то, что замеряется. Третья и последующие графы – содержат информацию о том, что замеряется и что указывается в боковом заголовке. Таблица может иметь последнюю вертикальную графу под названием «Итого». Она может быть и горизонтальной, проставляемой в конце таблицы. Есть также графа «Всего». При этом «итого» обозначает промежуточные итоги, а «всего» – сумму частных итогов.
Виды таблиц:
Ÿ простая таблица, содержащая перечень данных об одном явлении;
Ÿ групповая таблица, где данные разделяются по конкретному признаку;
Ÿ комбинированная таблица, где деление данных осуществляется сразу по нескольким признакам.
При составлении таблицы важно выбрать существенные характеристики предмета изучения, точно сгруппировать материал, учесть сопоставимость данных, их однородность. В таблицах необходимо приводить только точные данные.
Алгоритм самостоятельной работы по составлению схем, графиков, диаграмм, таблиц:
1) Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме.
2) Выберите наиболее эффективный графический способ отображения учебного материала.
3) Ознакомьтесь с образцами оформления схем, графиков, диаграмм или таблиц, прдложенных преподавателем.
4) Продумайте конструкцию схемы, графика, диаграммы или таблицы: расположение порядковых номеров, терминов, примеров, пояснений, числовых значений и т.д.
5) Начертите схему, график, диаграмму, таблицу и заполните необходимым содержимым.
6) Проверьте структурированность материала,наличие логической связи изложенной информации.