ДЮК “Радуга” (педагог-организатор Носачёва А.А.) Беседа на тему: “Я – гражданин своей страны!”

Дистанционное обучение.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
Н.А. Некрасов
Цели: формирование у воспитанников гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;
представлений у воспитанников о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин»;
воспитывать у воспитанников чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию Донбасса.

Задачи : формирование представлений о Конституции ЛНР, об основных правах и обязанностях граждан, о государственных символах ЛНР; расширение кругозора воспитанников;
воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию.

Оборудование: стенд с символикой ЛНР.
Ход 1. Вступительное слово.
Педагог раздает детям камушки при входе в класс.
Ведущий:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Игра «Камушки».
Педагог:-Рассмотрите, какие камушки у вас в руках?
Воспитанники: Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства.
Педагог: Правильно, и хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране. Что мы можем сказать про себя?
Давайте поразмышляем о том, кто такой гражданин, что значит для каждого человека Отечество, Родина, ЛНР; какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества,
т.е. ответим на вопрос «Что значит быть гражданином ЛНР?»
Ведущий:
Я – гражданин !
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин !
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Я-гражданин ЛНР!
Педагог: -Мы все граждане одной страны . Только в согласии и единстве наша сила. Ребята, как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
Педагог:- Ребята, понятие “ гражданин” имеет юридическое и нравственное толкование.
В юридическом смысле “гражданин”- это лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными Конституцией ЛНР
(принята Конституция ЛНР 18 мая 2014 года), и исполняющее все установленные Конституцией обязанности.
– Как по-другому сформулировать словосочетание «наделённое правами и
обязанностями»? (Иметь права и обязанности)
Какие важнейшие права вы можете назвать? (ответы учащихся)
В статье 13 Конституции ЛНР записан, что граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.
Педагог: -А какова ваша главная обязанность?
Воспитанники: Хорошо учиться.
Педагог: – А для чего вам нужна учеба на данный момент?
Воспитанники: Для того, чтобы получить в будущем среднее специальное и высшее образование. А потом работать на той работе, которая приносит пользу нам и нашему государству.
– В полном объеме гражданин ЛНР может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.
Педагог: – Как вы думаете, где записаны основные права и обязанности гражданина ЛНР?
Давайте вспомним, что такое конституция?
Конституция – основной закон государства, определяющий, как устроена государство и общество, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столицы.
Ребята, а как вы понимаете слово «демократия»? (ответы детей)
«Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей республике народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.
Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать? (Заслушиваются ответы учащихся)
Правильно, народ может выбирать главу нашей республики,
Кто такой глава республики? Какими полномочиями он наделён? (Заслушиваются ответы учащихся)
Глава Луганской Народной Республики – это глава государства, который избирается народом на 5 лет. Он руководит нашей республикой, её политикой, ведёт международные переговоры от имени ЛНР, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил ЛНР.
Кто является главой нашей республики в настоящее время?
(Леонид Иванович Пасечник)
Законодательной властью в Республике, то есть принимающей законы, является Народный Совет Луганской Народной Республики.
В статье 65 Конституции указывается на то, что каждый гражданин может быть избранным в Народный Совет ЛНР, если ему 21 год.
Мы говорили о правах и обязанностях главы ЛНР перед республикой и народом.
А мы, как граждане ЛНР, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете? (Заслушиваются ответы детей)
Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие? (ответы учеников)
Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие.
Ни в одном государстве, ни в какое время не было возможным приобретение прав без приобретения обязанностей.
Какими же правами обладает, и какие обязанности должен исполнять гражданин ЛНР? (ответы учащихся)
Права и свободы граждан
Право на жизнь
Право на защиту своей чести и доброго имени
Право на личную неприкосновенность
Право на жилище и его неприкосновенность
Право на свободное передвижение
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Свобода мысли и слова
Право избирать и быть избранным
Право на труд
Право на отдых
Право на получение социальной помощи
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на образование
Право на получение юридической помощи
Свобода информации
Обязанности граждан
Соблюдать Конституцию и законы ЛНР (ст. 49)
Уважать государственные символы ЛНР (п.3. ст. 7)
Уважать права и свободы других лиц (ст. 49)
Обязанность родителей заботиться о детях, их воспитывать (ст. 31)
Обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных
родителях (ст. 31)
Обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность
родителей обеспечить получение детьми образования данного уровня
(п.4, ст. 36)
Платить законно установленные налоги и сборы
Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным
богатствам (ст. 51)
Защищать Отечество (ст. 52)
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь
памятники истории и культуры (ст. 37).

Ведущий:
-А сейчас чуть отдохнем – предлагаю разобрать Конституцию в сказках:
Викторина «Конституция в сказках»
1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
(«Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», зайка из русской сказки «Ледяная избушка»)
3. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных
собраний? («Бременские музыканты», «Квартет», «Белоснежка и семь гномов»)
4. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое
вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде»)
5. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? («Золушка»)
6. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»)
Педагог: – Ребята, какие документы подтверждают, что вы являетесь гражданами ЛНР?
1. Свидетельство о рождении
2. Паспорт

Ведущий:
– Ребята! Каждый из вас уже получил свой второй документ – паспорт.
А узнать, как хорошо вы его знаете, нам поможет викторина:
1. С какого возраста получают паспорт? (14 лет)
2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (с 45 лет)
3. Что написано на первой странице паспорта? (паспорт гражданина Луганской Народной Республики).
4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (на стр.2)
5.Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (немедленно заявить в органы внутренних дел)
6. В каких случаях могут заменить паспорт? (утеря и смена фамилии)
7. В каких случаях необходим паспорт? (при устройстве на работу, при покупке билета на поезд и самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку.)
Педагог:
-Достаточно ли иметь запись в свидетельстве о рождении или паспорте, чтобы быть гражданином своей страны. (Быть гражданином – это значить – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее.)
– Что такое Родина? (ответы учащихся).
Педагог: – Когда говорят «Родина», кажется что-то большое, возвышенное. А ведь родина – это не только наша страна, это и березка у забора, и воробьи во дворе, и цветущие деревья в саду.
Это малая родина. Наша малая родина город Стаханов.
А вот как чувствует Родину поэт А. Прокофьев.
(Музыкальная заставка: голоса птиц).
Ведущий:
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно 6ирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всё нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду всё в её раздольях – наше,
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
Педагог: – Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.
Любить и защищать Родину — это значит быть патриотом, гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, осознавать свою ответственность за судьбу Родины, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин Страны должен знать ее государственные символы.
– Какие вы знаете символы нашей Республики! (Герб, флаг, гимн)
– Какой символ Республики поднимают в случае победы наших спортсменов на соревнованиях, во время государственных праздников? Какая музыка при этом исполняется?
– У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать о какой стране идет речь. Это флаг, герб и гимн. Сегодня мы поговорим об отличительных знаках нашего государства.
– Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос
– голубой, синий, красный соответственно.
– Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (Знамя)
– Слово флаг и знамя означают одно и то же.
– Знамена появились в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военноначальников и отдельных отрядов.

Цвета флага ЛНР означают;
1. Голубой — как гласят законы геральдики, этот цвет является символом высокой энергии, а также цветом Богоматери.
2. Синий — полоса насыщенного синего цвета является признаком упорства и постоянства. Это значит, что жители ЛНР не будут сдаваться, будут до конца отстаивать собственные интересы.
3. Красный — полоса ярко красного цвета демонстрирует народу волю к победе и могущество региона, а также как и красный цвет флага ДНР, означает кровь пролитую за свободу народа ЛНР.
В настоящее время статус флага подтверждён Законом ЛНР от 2 ноября 2014 года «О Государственном флаге Луганской Народной Республики».

Герб Луганской Народной Республики – отличительный знак государства.
Каждое государство имеет свой герб. Гербы различаются расцветкой и рисунком. Каждый элемент герба – фигуры и иные символы – имеют определенное значение.
Герб Луганской Народной Республики утверждённый 29 октября 2014 года, представляет собой гранёную от углов к центру красную пятиконечную звезду, обрамлённую белой каймой и золотыми лучами. Слева и справа от звезды расположены золотые пшеничные колосья, обвитые стягом в цветах государственного флага Луганской Народной Республики, по одному цвету флага на каждый виток стяга — голубой, синий, красный соответственно. За пшеничными колосьями расположен венец из дубовых листьев с каждой стороны. Под звездой расположен стяг в цветах государственного флага, на каждой из цветных полос расположены слова — Луганская, Народная, Республика сверху вниз соответственно. Надпись выполнена золотой шрифтовой гарнитурой с засечками. Над пятиконечной красной звездой расположена восьмиконечная золотая звезда, к которой смыкаются обе группы пшеничных колосьев
Еще одна символика – это гимн Луганской Народной Республики.
Гимн это торжественная песня о красоте и величии Родины.
– В каких случаях исполняется гимн? (Гимн исполняется в особо торжественных случаях на митингах, мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях.)
– Зачем это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен.
– Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.
(Звучит грамзапись первого куплета гимна, который предлагается воспитанникам прослушать стоя).

Вывод: – Каждый из нас – частичка республики.
Будущее нашей республики зависит от того, какими будем мы. Старшее поколение надеется только на нас.
Самое дорогое слово – «МИР». Как вы сами видите, мир – это необходимое условие счастливой жизни на Земле.
Пусть над нашей Республикой всегда будет мирное чистое небо, и звучат залпы только праздничных салютов, а имена наших героев мы будем свято чтить и помнить!!! Желаю вам всегда жить на мирной Земле!
Оценили 0 человек