Дистанционное обучение. Театральный коллектив “Надежда” (руководитель Григоренко Н.В.) Группа №2. Дата: 01.11.2021г.

Дистанционное обучение, Новости.

Тема: «Освоение сценического пространства»

В дополнительном образовании важное место занимает дисциплина «Актерское мастерство». Она формирует не только творческие способности детей и подростков, но и помогает им утвердиться как самостоятельной личности, раскрепоститься, чувствовать себя уверенным в общении. Кроме того, актерское мастерство вырабатывает такие качества у ребенка, как общительность, открытость, ответственность, чувство причастности к общему делу.

Важным разделом в образовательной программе «Актерское мастерство» является – раздел «Освоение сценического пространства».
I. Организация сценического пространства «Организация сценического пространства» – это цикл подготовительных упражнений общего характера. Во время этих занятий педагог должен познакомиться с каждым обучающимся, с особенностями его творческой индивидуальности. Обучающийся должен быть ознакомлен с главным условием актерского творчества – необходимостью работы над собой, ощущением себя в коллективе, творческой взаимосвязи себя и коллектива.
II. Цели упражнений на организацию сценического пространства:
1. Научиться бесшумно передвигаться по сцене (работа со стульями, перестановка декораций).
2. Уметь рационально использовать сценическое пространство.
3. Уметь выстраивать мизансцены.
4. Уметь чувствовать друг друга, развивать «чувство локтя».
5. Научиться подчиняться другому человеку, коллективу.
6. Развивать этику поведения на сцене.

Умение распределить собственное тело (самый важный инструмент актера, исполнителя) в сценическом пространстве – умение наиболее выгодно показать зрителю свою роль, развитие роли, взаимодействие с другими персонажами, при этом не чувствую зажимов и неудобства от нахождения на сцене.
В повседневной жизни каждый человек принимает то или иное удобное положение тела, занимает удобным для него образом свое личное пространство, принимает в своем пространстве или заполняет чужое в общение с кем-либо, делая это непроизвольно и инстинктивно. На сценической площадке очень часто возникает вопрос – а как же занять пространство так, чтобы и исполнителю было комфортно, чтобы он не чувствовал себя зажато и скованно, и зрителю было удобно просмотреть те или иные мизансцены тела и пространства.
Чувство пространства и умение распределять свое тело в нем тренируется путем упражнений из раздела «Освоение сценического пространства».

«Освоение сценического пространства» включает в себя упражнения и игры для развития чувства собственного пространства (владение своим телом, движением тела), пространства партнера и пространства всей сцены,
А также умения совмещать одновременно чувства всех трех объектов внимания.

Целью данного занятия является создание условий для развития чувства сценического пространства у каждого ребенка, занимающегося в группе, оказание помощи в раскрытии творческих способностей средствами театральных тренингов и игр.

Задачи «Освоение сценического пространства»:
Образовательные – формирование представления о различных видах пространства,
Развивающие – развитие чувства личного пространства, пространства партнера и общего пространства сцены, а также стремления к саморазвитию,
Воспитательные – совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.

Основными формами и методами организации проведения занятия являются:
Формы проведения занятия:
– практическое занятие – игра.

Разогрев – настройка инструмента (5 – 7 минут).
У каждого человека, работающего в любой сфере деятельности, есть свой инструмент. Так, например, у плотника – молоток, гвозди; у маляра – кисть, валик; у пианиста – пианино, а у актера – единственный инструмент, которым он должен владеть в совершенстве – это его тело!
Для того чтобы начать работать со своим инструментом, его надо разогреть, настроить на нужный лад. Для данного тренинга важно, чтобы аппарат актера был расслаблен и податлив.
Представьте себе, что вы стоите перед зеркалом и собираются на важную встречу.
Предлагаемые обстоятельства: вся одежда, которую нужно одеть стала невероятно мала, но выхода нет – нужно ее одеть. Медленно надеваем все предметы одежды, начиная с колготок и заканчивая тесной обувью и верхней одеждой. Затем пытаемся передвигаться в такой вымышленной тесной одежде (все мышцы скованы, зажаты).
Следующее действие – резко срываем с себя все элементы придуманной одежды, чувствуем свободу, расслабленность и комфорт. Именно такое ощущение должно оставаться при выполнении всего тренинга.
Если в процессе тренинга у кого-то возникает зажим, можно повторить это упражнение.

Цикл упражнений «Мое тело – это я»

Проделаем упражнение «вслед за огоньком» (2-3 минуты)
Закройте глаза и мысленно сосредоточьтесь на своем теле, представьте, что по нему блуждает теплый огонек.
Мысленно представьте ту или иную часть тела, куда «огонек перебегает».
Задача обучающихся– отреагировать и проследить телодвижением траекторию «огонька».

Далее следует упражнение «Эмоция» (2-3 минуты)
Ребятам также предстоит закрыть глаза, принять удобное положение тела.
По хлопку принять позу, которая выражает ту или иную эмоцию. Эмоцию задает педагог (это может быть: радость, грусть, волнение, трепет и т.д.).
Также это упражнение можно проделывать вместе со звуковым сопровождением – по хлопку вместе с позой, выражающей эмоцию, обучающиеся должны воспроизвести односложный звук (за основу можно взять любой слог: «МА», «БА», «ДА», и др.), также выражающий эмоцию, заданную педагогом.

После проведем упражнение «Поза на стуле» (2-3 минуты)
Для этого упражнения понадобится стул.
Задача обучающихся принять позу со стулом. Но каждая последующая поза должна отличаться от предыдущей.

Цикл упражнений «Мир вокруг меня»

Самый простой вариант выполнения упражнения, с которого всегда стоит начинать – вы двигаетесь под хлопки. Можно условиться так: один хлопок – один шаг. Несколько усложняя упражнение, предлагается ребятам двигаться со скоростью в 2 раза быстрее заданной хлопками, в 3 раза медленнее и д.

После выполнения упражнения «Хлопки» – выполним упражнение «Встреча» (4-5 минут).
Предлагается двигаться с непрерывной скоростью, которую обучающийся задает себе сам. С каждым, кто движется навстречу (воображаемый), следует поздороваться взглядом.
Упражнение усложняется тем, что вам предлагается здороваться головой, ладонью, локтем, коленом, носком, пяткой, спиной. Каждый раз добавляется по элементу.

«Игра – этюд на освоение сценического пространства»
Большая часть занятия прошла, вам хочется отдохнуть. Для этого можно провести игру – этюд.
Предлагаемые обстоятельства: лесная полянка, на которой обитают различные насекомые, животные, растут цветы, трава, грибы и т.д.
Вам предстоит выбрать себе персонажа, линию которого он должен выдержать от начала всего действия до конца.
Для первого раза надо условиться – кто есть, кто, чтобы персонажи не повторялись, в последующие разы – только определить в какой группе состоит персонаж (растения, животные, насекомые и т.д.).
Действие начинается, каждый существует в выбранном образе, согласно своей цели.
Важно отметить, что каждый на полянке должен определить свое личное пространство, пространство партнера, если он с кем-то взаимодействует (например, бабочка присела на цветочек, росинка скатилась по листику и пр.), а также – свое местонахождение во всем сценическом пространстве – на всей полянке.

Домашнее задание: Освоить практическую часть занятия.