Дистанционное обучение. Кружок “Школа лидера” (руководитель Резникова Ю.Н.). Группа на базе ГОУ ЛНР СМГ №15 им. В.А.Сухомлинского. Дата: 13.12.2021г.

Дистанционное обучение, Новости.

Тема: Всегда нас понимают наши люди? Как мне понять других?
Цель: Развитие у социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, развитие умения уважать достоинства других; развитие коммуникативных навыков.
Ход беседы

I. Вступление. Слово педагога.
Все мы разные: блондины и брюнеты, полные и худые, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей. Мы все живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

II. Объявление темы беседы.
Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю». Как вы понимаете это выражение?
Его слова – это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы – люди этой планеты связанны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство людей и называется оно – толерантность. Об этом мы и поговорим сегодня.

III. Постановка проблемы.
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация – одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как:
Петр Иванович Багратион – российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.

Абрам Петрович Ганнибал – генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп.
Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» – из обрусевших датчан.
Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики – из поляков.
Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

V. Введение и объяснение понятия толерантность.
– Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово «толерантность». Что же оно обозначает?
Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) –терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Вопросы к учащимся:
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения?
VI. Работа с понятием толерантность.
-А теперь давай проведем буквенный анализ слова толерантность:
Т – терпение.
О – ответственность.
Л – любовь, любезность.
Е – единство, единомыслие.
Р – равенство, развитие, радость.
А – альтруизм (нравственная солидарность с другими человеческими существами.
Н – независимость, надежность, нравственность.
Т – товарищество.
Н – неравнодушие, нетребовательность, невзыскательность.
О – оптимизм, общение.
С – справедливость, свобода, снисходительность, счастье, сотрудничество, солидарность, сострадание.

Т – терпимость.
Ь – чуткость.

VII. Фронтальная беседа.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

– Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
– В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать? (Война в Сирии, теракты в Европе, конфликты в Украине …)
– Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам.
– Почему происходят войны? (Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.)
– Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы? (Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.)
Мы должны проявлять милосердие?
Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.

VIII. Продолжите фразу.
– Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я …
– Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется …
– Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую …
– Когда ко мне обращаются с уважением, то …
– Какой вывод мы должны сделать? А кто помнит, как звучит золотое правило общения? (Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.)

IX. Тестирование.
А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, на листке поставите плюс.
Миша плохо одет …
Это неважно.
Ты подсмеиваешься над ним.
Петя питается не так, как ты, по причине своей религии …
Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего …
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
Пожилая женщина медленно идет …
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком …
Ты разговариваешь с ним.
Ты говоришь, что все мальчик – нули.
На твоих глазах на кого-то нападают …
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
К тебе подходит ребенок-инвалид …
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Ответы:

7. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
От 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

XI. Обобщение.
Кружок – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Мои вам пожелания.
Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, научитесь прощать.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч.