Дистанционное обучение. Кружок “Проба пера” (руководитель Пряхина Ю.А.). Группы №1,2 на базе ГОУ ЛНР УВК №29. Дата: 26.10.2021г.

Дистанционное обучение, Новости.

Группа № 1, № 2 на базе ГОУ ЛНР УВК №29.
Дата: 26.10.2021г.
Тема: «В мастерской писателя». Чтение и разбор произведений известных авторов, преподавателя и учеников.
1. Ознакомиться с информацией.
Одной из основных задач нашего кружка является формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают законам искусства слова. Ведущим методом обучения становится анализ художественного произведения, в процессе которого вы овладеваете творческими читательскими умениями.
Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
● ответы на вопросы;
● анализ и интерпретация произведения;
● составление планов;
● характеристика литературного героя;
● написание отзыва о произведении;
● написание сочинения.
Типы анализов художественных текстов
Лингвистический анализ
Предмет – языковая организация – связи и отношения языковых средств разных уровней, выражающих определённое идейно – художественное содержание произведения.
1.Устаревшие слова и обороты.
2.Непонятные факты поэтической символики.
3.Устаревшие окказиональные перифразы.
4.Незнакомые современному носителю русского литературного языка диалектизмы, профессионализмы, арготизмы и термины.
5.Индивидуально – авторские новообразования в сфере семантики, словообразования, сочетаемости.
6.Ключевые слова разбираемого текста как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием.
7.Устаревшие факты в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Задача – изучение языковых средств разных уровней в системе художественного текста с функционально – эстетической точки зрения их соответствия авторскому замыслу и его индивидуальной манере письма.
Лингвистический анализ текста предполагает его рассмотрение как искусной организации языковых средств, отражающих определённое идейно – тематическое и образное содержание, способное вызывать эстетический эффект.
Стилистический анализ
Лингвистику и стилистику текста объединяет общий объект изучения (текст) и некоторые аспекты анализа (интерес к семантике и структуре текста). Различие связано с несовпадением целей и задач, единиц исследования и изучения.
Ключевые понятия
1.Функциональный стиль – исторически сложившаяся разновидность употребления языка, отличающаяся от других подобных разновидностей особенностями состава и организации языковых единиц.
2.Речевая системность стиля, организованная замыслом автора.
3.Стилевые черты
Схема стилистического анализа
1.Сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован.
2.Стиль, подстиль и жанр текста
3.Основные функции текста (общение, сообщение, воздействие)
4.Характер адресата с учётом стилистических особенностей текста
5.Тип мышления, отражённый в тексте (конкретный, обобщённо – абстрагированный, образный)
6.Форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение), вид речи (монолог, диалог, полилог)
7.Стилевые черты
8.Языковые приметы стиля, отражённые в тексте
9.Образ автора и цель его текстовой деятельности
10. Индивидуально – авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приёмы
Литературоведческий анализ
1.Прочитать текст свежим, не отягощённым догмами взглядов, прочитать его как бы в первый раз, постаравшись при этом выяснить, о чём говорит писатель лично с вами.
2.Формулировка интерпретации в первом приближении и целенаправленный анализ-перечитывание, ставящий целью скорректировать, расширить и углубить первичную интерпретацию.
3. Определить содержательные доминанты произведения, то есть те свойства художественного содержания, которые объединяют все его конкретные элементы, тот проблемно – смысловой стержень, который обеспечивает системно – целостное единство содержания.
4.Для проверки верности интерпретации следует обратиться к анализу поэтики данного произведения, к своеобразию его стиля, к поискам стилевых доминант.
5. Чтобы объективировать свои впечатления, необходимо обратиться к анализу языковой формы и стилистических особенностей текста.
Схема литературоведческого анализа
1.Время и обстоятельства написания произведения.
2.Место произведения в творчестве писателя.
3.Литературный род (эпос, лирика, драма).
4.Жанр произведения.
5.Основная проблематика.
6.Тема.
7.Композиция.
8.Основной пафос произведения и эмоциональная тональность.
9.Образный строй.
10.Идея.
11.Художественные особенности (тропы, фигуры, приёмы).
2. Практическая часть
1. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии…» наизусть
2. Литературоведческий анализ стихотворного текста (биографическая основа, место стихотворения в творчестве поэта, тема, идея, жанр)